Лавина – это не только природное явление… Может быть, это порождение страха в нашем сознании… Лавина – это ещё и эмоции, пережитые зрителями
Премьерным показом спектакля «Лавина» (Avalanșa) по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу (Tuncer Cücenoğlu), в постановке Линаса Мариуса Заикаускаса ознаменовался 65-й театральный сезон Национального театра им. Василе Александри из Бэлць. Директор театра Онорина Бурлаку-Тэнасе в начале представления поблагодарила примара Николая Григоришина за поддержку театрального искусства в муниципии, за возможность большему числу горожан бесплатно посетить театр и увидеть новую постановку бельцких актёров благодаря финансовой поддержке примэрии. Примар поздравил труппу бельцкого театра с красивым юбилеем и пожелал творческих успехов, отметив, что культура – одна из основополагающих составляющих нашей жизни. Затем труппу поздравили: Санду Греку, председатель Союза театральных деятелей Молдовы, вручив почётный диплом, а также коллеги по цеху – актёры Национального театра им. Еуджена Ионеско. Гости удостоились подарка от руководства театра. Им вручили книги об истории Национального театра им. В. Александри за 65 лет.
А после поднялся занавес и на театральных подмостках начало разворачиваться необычное действо: разговоры шёпотом, бесшумное передвижение, жизнь – в пол силы, шёпотом, неслышно… Только постоянно слышна капель тающих сосулек, попадающих в бочку с водой. Напряжение охватывает такое, что кажется, ты сам – только шёпот и шорох, страх в собственном сознании.
Лавина – это не только природное явление… Может быть, это порождение страха в нашем сознании… Эту мысль сформулировал для себя двадцать лет назад турецкий драматург Тунджер Джюдженоглу (Tuncer Cücenoğlu), когда работал над пьесой «Лавина».
«В Восточной Анатолии, в селении, окруженном со всех сторон массивами гор, местные жители громко не разговаривают, не смеются во весь голос, иными словами, стараются не производить ни малейшего шума, потому что звуковые волны могут вызвать сход снежных лавин. Самое необычное в этой ситуации то, что опасность схода лавин сохраняется девять месяцев в году… И только три месяца в году эти люди могут кричать, стрелять из оружия, праздновать свадьбы, рожать детей… То есть могут выплескивать свои эмоции только три безопасных месяца в году… А что же им делать в оставшиеся девять месяцев? Не издавать ни малейшего звука и шороха, вести жизнь, полную волнений и страха…» (Тунджер Джюдженоглу).
Всё это казалось диким, непонятным в самом начале пьесы. Но с каждым новым поворотом сценической ситуации жизнь начинает брать своё. Нельзя жить в постоянном страхе, необходимо менять всё вокруг и меняться самим. Крик родившегося младенца в финале – апофеоз победы жизни!